1. Общие положения

1.1. Настоящее положение определяет задачи, функции, порядок организации деятельности центра инклюзивного образования в Кемеровской области (далее также – ЦИО)

1.2. ЦИО является структурным подразделением Государственной организации образования «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности» (далее также – ГОО «Кузбасский РЦППМС», Центр).

1.3. ЦИО действует на основании действующего законодательства Российской Федерации, нормативно-правовых актов органов исполнительной власти, устава Центра и локальных актов Центра.

2. Задачи и функции ЦИО

2.1. Основными задачами ЦИО являются:

2.1.1. Осуществление организационной, методической, нормативно-правовой, психолого-педагогической, экспертно-консультационной и информационно-просветительской поддержки участников системы инклюзивного образования Кемеровской области;

2.1.2. Научно-методическое обеспечение образовательной деятельности в сфере инклюзивного образования (научное, информационное, методическое, дидактическое, консультационное), обеспечение подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования и сопровождения всех участников образовательного процесса;

2.1.3. Моделирование компонентов и содержательного наполнения инклюзивной образовательной среды, в том числе разработка практико-ориентированных технологий индивидуального обучения и психолого-педагогического сопровождения процессов включения ребёнка с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную среду;

2.1.4. Поддержка инициатив, разработка и внедрение в педагогическую практику научно-методического продукта, обеспечивающего эффективное внедрение и осуществление инклюзивного образования сопровождение всех его участников;

2.1.5. Обобщение и распространение опыта реализации эффективных методик и технологий, успешных практик в области инклюзивного образования;

2.1.6. Анализ ресурсов профессионально-педагогического и социального сообщества в продвижении идей и осуществлении практик инклюзивного образования;

2.1.7. Организация и осуществление непрерывного информационного обмена между специалистами различных уровней и видов системы образования в рамках деятельности ЦИО;

2.1.8. Определение направлений и проведение научных исследований в области инклюзивного образования; проведение совместных исследований с практическими работниками учреждений образования, членами общественных объединений и апробация полученных результатов в процессе научно-практических мероприятий различного уровня;

2.1.9. Популяризация в социальном сообществе сущности, ценностей, принципов инклюзивного образования, формирование позитивного отношения к ним и норм толерантного поведения в инклюзивном пространстве учреждений образования разных уровней и видов.

2.2. В соответствии с возложенными задачами ЦИО выполняет следующие функции:

2.2.1. Организационное и нормативно-правовое направление:
  • Поддержка межведомственного взаимодействия для обеспечения преемственности комплексного сопровождения детей с ОВЗ;
  • Оказание помощи по обеспечению внедрения ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (4-е варианты АООП) и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (2-й вариант АООП);
  • Создание условий для построения и реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся с ОВЗ в системе образования Кемеровской области;
  • Координация деятельности опорных школ и стажировочных площадок ЦИО по созданию безбарьерной среды;
  • Инициация, организация и реализация сетевого взаимодействия образовательных организаций разного типа;
  • Организация и проведение мониторинга результативности и качества инклюзивного образования в учреждениях образования;
  • Установление рабочих контактов и обмен опытом и информацией с различными структурами, работающими по проблеме инклюзивного образования (общественными организациями, родительскими ассоциациями и др.); установление связей с учреждениями высшего образования, профессионального образования, центрами (НКО) по работе с детьми с особыми образовательными потребностями в Кемеровской области и за ее пределами;
  • Накопление, обобщение, систематизация и распространение информации по теории и практике инклюзивного образования в Российской Федерации и за рубежом;
  • Создание и поддержка информационных баз данных о нормативных, научных, методических, диагностических материалах и разработках по проблеме инклюзивного образования;
  • Участие в разработке проектов нормативно-правовых актов по данному направлению деятельности;
  • Создание информационных сборников, нормативно-правовых актов, регулирующих работу по вопросам инклюзивного образования в муниципальных образовательных учреждениях;
  • Внесение предложений для рассмотрения отделами образования администраций городов и районов по совершенствованию правовой базы по работе с детьми с ОВЗ в рамках реализации ФГОС НОО;
2.2.2. Методическое направление:
  • Изучение передового педагогического опыта и достижений в системе инклюзивного образования и их распространение по направлениям деятельности, в т.ч. формирование банка данных научно-методических материалов для сопровождения субъектов инклюзивного образования в учреждениях образования;
  • Участие в разработке региональных программ инклюзивного образования, примерной учебно-программной документации, методических рекомендаций по актуальным вопросам инклюзивного образования;
  • Участие в разработке и апробация новых механизмов финансирования учреждений включенных в систему инклюзивного образования;
  • Методическая поддержка опорных школ и стажировочных площадок ЦИО, реализующих инклюзивную практику;
  • Методическое сопровождение региональных мероприятий, направленных на поддержку и развитие инклюзивного образования, методическая поддержка творческих проектов образовательных учреждений и отдельных педагогов в сфере инклюзивного образования;
  • Методическое сопровождение процесса формирования инклюзивной культуры, позитивных социальных установок и норм толерантного поведения в учреждениях образования;
  • Участие в инновационных образовательных проектах инклюзивного образования;
  • Анализ деятельности региональной системы инклюзивного образования по соответствующим направлениям и ведение мониторинга по соответствующим показателям;
  • Формирование библиотеки современной учебно-методической и педагогической литературы;
  • Обеспечение заинтересованных лиц и организаций соответствующими статистическими и информационными материалами;
  • Участие в системе мероприятий по повышению квалификации, организация стажировок по профилю деятельности для педагогических работников организаций образования Кемеровской области;
2.2.3. Психолого-педагогическое направление:
  • Психолого-педагогическое и методическое сопровождение инклюзивного обучения детей с ОВЗ;
  • Поддержка осуществления учебного процесса для детей-инвалидов на основе достижений педагогической науки, внедрения активных методов, технических средств обучения и современных информационных и специальных образовательных технологий;
  • Подготовка и издание планов, программ и методических разработок в целях обеспечения адаптации, инклюзивного обучения и сопровождения учебы детей-инвалидов;
  • Разработка и реализация методик дистанционного обучения тяжелых категорий инвалидов;
  • Организация супервизии инклюзивной образовательной деятельности по программам;
  • Консультирование организаций и отдельных специалистов по использованию инклюзивных и реабилитационных технологий;
  • Разработка реабилитационных технологий, реализуемых через учебно-познавательную, культурно-творческую, досугово-коммуникативную, спортивно-рекреативную, психолого-педагогическую деятельность;
  • Отработка практики внедрения инклюзивных подходов в образовательных учреждениях общего типа;
  • Разработка и апробация моделей взаимодействия всех участников образовательного процесса по обучению детей с особыми образовательными потребностями;
2.2.4. Экспертно-консультационное направление:
  • Выявление профессиональных потребностей специалистов, работающих в системе инклюзивного образования;
  • Консалтинговое сопровождение учреждений образования по вопросам инклюзивного образования, консультирование (в том числе мультидисциплинарное) педагогических и руководящих работников учреждений образования, реализующих инклюзивную модель обучения, а также родителей и других субъектов инклюзивного образования;
  • Научно-методическое обеспечение сопровождения профессионально-педагогической деятельности педагогов учреждений образования;
  • Участие в организации и проведении научных исследований, научных и научно-практических конференций по проблемам инклюзивного образования, ведение опытно-экспериментальной и проектной деятельности;
2.2.5. Информационно-просветительское направление:
  • Информационная поддержка профессионального сообщества специалистов образовательных учреждений, реализующих инклюзивное образование в Кемеровской области;
  • Организация мероприятий для просвещения населения, родителей, педагогов, формирование у них толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями, в т.ч. организация сотрудничества со средствами массовой информации по соответствующим вопросам;
  • Организация обучающих мероприятий для будущих и практикующих педагогов, специалистов и родителей по вопросам внедрения и осуществления инклюзивного образования, в т.ч. вебинаров, видеоконференций, форумов по проблемам инклюзивного образования;
  • Организация и проведение методических семинаров, тренингов, мастер-классов, выставок, научно-методических и научно-практических конференций, семинаров, конкурсов с участием научных и практических работников, общественных объединений по направлениям деятельности ЦИО (в том числе дистанционно);
  • Обобщение и распространение передового опыта и эффективных технологий в области образования детей с особенностями психофизического развития, их пропаганда и распространение в учреждениях, реализующих практику инклюзивного образования.

3. Управление ЦИО

3.1. Руководство деятельностью ЦИО осуществляется заведующим(ей), назначаемой приказом директора Центра.

3.2. На период отсутствия заведующего (ей) (отпуск, болезнь, командировка, вакансия и т.д.) его обязанности могут быть возложены приказом директора Центра на другого работника.

4. Взаимодействие

4.1. В целях реализации своей цели и функций ЦИО может взаимодействовать с другими структурными подразделениями и работниками Центра.

4.2. При наличии соответствующей доверенности и (или) поручения руководства Центра, работники ЦИО могут вступать в отношения со сторонними органами и организациями.

Похожие материалы