Вы не авторизованы.

ГУО Кемеровский ОПВЦ

Методические рекомендации по развитию взаимодействия образовательных учреждений с центрами здоровья для детей по формированию здорового образа жизни среди обучающихся

   В новых федеральных государственных образовательных стандартах впервые определяется такая составляющая, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья - в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. При этом разработана методология и методика оценки здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения. В Кемеровской области создана и функционирует здоровьесберегающая инфраструктура, которая включает в себя 73 центра научных основ здоровья и развития (из них ППМС-центры -24, центры «Здоровья»- 49). Опыт работы по охране здоровья детей Кемеровской области показал, кроме центров здоровья эффективной формой организации здоровьесберегающей деятельности в самом образовательном учреждении является «Школа здоровья». В 70-ти школах Кузбасса отрабатывается модель «Школы здоровья», 415 школ используют элементы этой модели в своей деятельности. Основной целью сотрудничества центров здоровья, ППМС-центров с образовательными учреждениями является создание здоровьесберегающей среды в каждом образовательном учреждении как особой системы условий, способствующих сохранению здоровья и формированию здорового образа жизни всех участников образовательно-воспитательного процесса. Материально-техническая база, методическое обеспечение и кадровый ресурс центров позволяют специалистам центра осуществлять комплексное сопровождение здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. В ходе взаимодействия центров здоровья, ППМС-центров с образовательными учреждениями, сотрудниками центра может быть реализован мониторинг эффективности здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях, целью которого является оценка здоровьесберегающих компонентов образовательной среды и состояния здоровья учащихся.

ГУО Кемеровский ОПВЦ

Методические рекомендации по развитию взаимодействия образовательных учреждений с центрами здоровья для детей по формированию здорового образа жизни среди обучающихся

   В новых федеральных государственных образовательных стандартах впервые определяется такая составляющая, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья - в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. При этом разработана методология и методика оценки здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения. В Кемеровской области создана и функционирует здоровьесберегающая инфраструктура, которая включает в себя 73 центра научных основ здоровья и развития (из них ППМС-центры -24, центры «Здоровья»- 49). Опыт работы по охране здоровья детей Кемеровской области показал, кроме центров здоровья эффективной формой организации здоровьесберегающей деятельности в самом образовательном учреждении является «Школа здоровья». В 70-ти школах Кузбасса отрабатывается модель «Школы здоровья», 415 школ используют элементы этой модели в своей деятельности. Основной целью сотрудничества центров здоровья, ППМС-центров с образовательными учреждениями является создание здоровьесберегающей среды в каждом образовательном учреждении как особой системы условий, способствующих сохранению здоровья и формированию здорового образа жизни всех участников образовательно-воспитательного процесса. Материально-техническая база, методическое обеспечение и кадровый ресурс центров позволяют специалистам центра осуществлять комплексное сопровождение здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. В ходе взаимодействия центров здоровья, ППМС-центров с образовательными учреждениями, сотрудниками центра может быть реализован мониторинг эффективности здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях, целью которого является оценка здоровьесберегающих компонентов образовательной среды и состояния здоровья учащихся.

страница 1

  Программа  мониторинга  состоящая из 11 блоков, включает комплекс показателей, отражающие особенность  здоровьесберегающей деятельности в конкретном образовательном учреждении. Блоки содержат оценку следующих и показателей: кадровая обеспеченность, уровень компетентности специалистов в вопросах здоровья и здорового образа жизни (проведение семинаров, педсоветов, курсов повышения квалификации по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовании); организационно-управленческая деятельность (нормативно-правовая база, программы здоровьесберегающего сопровождения образовательного процесса); санитарно-гигиенические условия обуче­ния; (воздушно-тепловой режим образовательного учреждения; освещение классной комнаты; требования к школьной мебели и оборудованию; гигиенические нормы режима дня; питание в школе; гигиенических требований к организации образовательно-воспитательного процесса; гигиенические требования к расписанию уроков); материально-техническая база (оборудование для диагностической, развивающей, коррекционно-реабилитационной и оздоровительной работы, оснащение необходимым инвентарем для здоровьесберегающей деятельности кабинетов медицинского работника, психолога; комнаты психологической разгрузки и групповой психологической работы, спортзала, спортплощадки, игровых помещений, рекреаций); образовательно-воспитательная деятельность (программы уроков здоровья, факультативов и кружков оздоровительной направленности, конкурсы, олимпиады, викторины, классные часы, внеурочные мероприятия, направленные на формирование у школьников компетентности в области культуры здоровья и здорового образа жизни); профилактическая и оздоровительная деятельность (организация витаминизации, оптимальной двигательной активности, профилактика вредных привычек, употребления психически активных веществ, нарушений осанки, зрения, плоскостопия); коррекционно-развивающая и реабилитационная деятельность (психологические тренинги, тренинги социальных навыков, занятия физкультурой для специальной медицинской группы, занятия по коррекции речи и др.); система работы с родителями по просвещению в вопросах здоровья и здорового образа жизни (родительские собрания, родительский всеобуч, конференции, попечительские советы и т.п.); организация мониторинга состояния здоровья и особенностей развития обучающихся  (показатели физического и психического здоровья  обучающихся, оценка психолого-физиологической цены обучения); научно-методическое обеспечение здоровьесберегающей деятельности.

страница 2

  Также может в ходе взаимодействия производится оценка соответствия  образовательной среды (образовательных программ, учебных пособий, образовательных маршрутов и т.п.) поставленным образовательным и воспитательным задачам, а также возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, воспитанников - психологическая экспертиза, целью которой является обеспечение безопасной, развивающей, психологически комфортной среды, в которой растет, обучается и воспитывается ребенок.

  Одним из основных блоков в системе взаимодействия центров здоровья, ППМС-центров с образовательными учреждениями является социально-психологическая профилактика, включающая в себя систему мероприятий, направленных на выявление и предупреждение явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, включающая разработку и реализацию профилактических программ.

  Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса является важным компонентом  во взаимодействии центров здоровья, ППМС-центров с образовательными учреждениями и включает в себя  мероприятия, направленные на преодоление психолого-педагогических проблем, возникающих у участников образовательного процесса в различных социальных ситуациях, оказание помощи в выборе образовательного маршрута, профориентация, планирование и реализация профессиональной карьеры (получение профессии, трудоустройство и трудовая адаптация) с учетом личностных и интеллектуальных особенностей, возможностей и склонностей. Данная психологическая помощь может оказываться как на базе самого образовательного учреждения, так и в центрах здоровья, ППМС-центров, через взаимное сотрудничество специалистов  центров и образовательных учреждений и включает следующие виды деятельности:

      •     диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения, воспитания, профессионального самоопределения, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;

     •  психологическое консультирование, оказание помощи обучающимся, воспитанникам в адаптации к реальным жизненным условиям, преодолении кризисных ситуаций, достижении эмоциональной устойчивости, формировании ценностно-мотивационной сферы и адекватной самооценки в форме индивидуальных и групповых консультаций;

страница 3

   • психологическая коррекция и развитие - устранение или компенсация выявленных отклонений в развитии обучающихся, воспитанников со стойкими затруднениями в освоении образовательной программы.

  Кроме того большой вклад в сотрудничество центров здоровья, ППМС-центров с образовательными учреждениями могут внести семинары, совещания и другие мероприятия направленные на повышение психологической компетенции всех участников образовательного процесса. Данные мероприятия, проводимые специалистами центров здоровья, ППМС-центров направлены на воспитание психологической культуры, формирования у участников образовательного процесса потребности в психологических знаниях,   желания  их  использовать  в  интересах  собственного   развития  и  решения профессиональных задач.

  Взаимодействие центров здоровья и ППМС-центров с образовательными учреждениями всех видов и типов реализуется на основе следующих принципов

  • качество, доступность и комплексный подход в оказании психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам;
  • соответствие потребностям системы образования (учет актуальных потребностей системы образования в психологическом обеспечении);

    •        ресурсообеспеченностъ (наличие необходимых материально-технических, методических, кадровых и иных ресурсов);

  Перед образовательными учреждениями на основе приказа № 2106 от 28.12.2010 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» была поставлена задача – создание системы необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения (требования к соответствию санитарно-гигиенических условий обучения, требования к материально-технической базы и др.)

  Взаимодействие образовательных учреждений с центрами здоровья и ППМС-центрами  могут решить эту вопрос и  быть основным средством для системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях.

страница 4

  С помощью взаимодействия специалистов образовательных учреждений и центров здоровья, ППМС-центров в образовательном учреждении может быть сформировано  здоровое психолого-педагогическое пространство в школе через  организацию психолого-педагогического сопровождения (как системы социально-психологических условий школьной среды, благоприятных для максимально успешного обучения и личностного развития каждого школьника, основанной на принципах индивидуального подхода, гибкости школьной среды, следования за естественным развитием ребенка, приоритета интересам ребенка, приоритета педагогических средств воздействия); создание и поддержание здорового психологического климата на уроках и вне их (эмоциональная компетентность педагога в общении с детьми, реализация общения с учениками по типу стратегии поддержки, владение навыками грамотного экстренного педвоздействия в сложных педагогических ситуациях, профилактика развития у школьников мотивации избегания неудачи и неблагоприятных эмоциональных состояний); сохранение психоэмоционального и личностного здоровья педагогов (индивидуальные стратегии управления стрессом, стратегии самопрофилактики «эмоционального выгорания», стратегии профилактики профессиональной деформации личности, навыки психоэмоциональной саморегуляции, навыки психологической самоподдержки, индивидуальный стиль профессиональной деятельности).

  Специалистами образовательных учреждений с привлечением специалистов центров здоровья, ППМС-центров может быть эффективно реализована образовательно-воспитательная деятельность, с учетом здоровьесберегающего образования, обучения и воспитания, которые направлены на формирование у школьников компетентности в области культуры здоровья и ЗОЖ в единстве ее познавательного, ценностного, мотивационного и поведенческого компонентов. Здоровьесберегающее образование должно базироваться на следующих принципах: непрерывность, системность, последовательность, междисциплинарность, интегральность, научность, историчность, гуманистичность, индивидуальность. В общеобразовательной школе формирование культуры здоровья может осуществляется по средством методических рекомендаций и программ разработанных специалистами центров здоровья, ППМС-центров: (1) через предметы основного образовательного цикла; (2) через факультативные занятия и уроки вариативной части программы по культуре здоровья; (3) внеурочные формы деятельности.

страница 5

  Уроки здоровья могут быть включены в следующие дисциплины: Мир вокруг нас, Основы безопасности жизнедеятельности, Мир и человек, Окружающий мир, Мы и окружающий мир, Природоведение, Биология, Психология, Экология. Обучение ЗОЖ учащихся может осуществляться в следующих формах: урок (как урок по выбору в вариативной части учебного базисного плана); факультативные занятия; классные часы; внеклассные мероприятия – диспуты, тренинги, ролевые игры; внутришкольные мероприятия – праздники, олимпиады, дни здоровья.

  Для эффективности реализации развивающей деятельности в образовательном учреждении  предполагается взаимодействие со специалистами центров здоровья, ППМС-центрами, через развивающие программы в отношении физических и социальных навыков, эмоциональных и личностных качеств с учетом возраста, его сензитивных периодов и типа ведущей деятельности школьников. Формирование знаний и навыков культуры здорового образа жизни  реализуется через организацию эмоционально-игровой деятельности школьников, например, олимпиады или праздники здоровья, которые проводятся во внеурочное время. Развивающие компоненты также могут быть включены в уроки ОБЖ, физкультуры, психологии, музыки и др.

  Совместная работа специалистов образовательного учреждения и центров  здоровья, ППМС-центров позволяют комплексно осуществлять  оздоровительно-профилактическую деятельность в образовательном учреждении. Специалисты центра могут методически обеспечить данную работу: разработку памяток, инструкций, наглядных пособий для детей в целях формирования навыков здорового образа жизни; фильмов, слайдов по вопросам здоровья; беседсо специалистами; подготовка и проведение праздников здоровья для различных классов, общешкольной недели здоровья; подготовка учащихся для работы в школьных санитарных постах; подготовка юных учителей здоровья.

  Коррекционно-реабилитационная деятельность в образовательном учреждении должна осуществляться с помощью привлеченных специалистов из центров здоровья, ППМС-центров, что предполагает использование различных гомеопатических, физкультурных, физиотерапевтических, психотерапевтических, средств по коррекции нарушений здоровья и развития у детей группы риска, а также реабилитации после заболевания и может включать следующее элементы: ЛФК, корригирующая гимнастика; массаж, сауна, психокоррекция, арттерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, игротерапия, коррекция нарушений речи, физиотерапия, дыхательная гимнастика, фитотерапия, гомеотерапия. При отсутствии в школе соответствующих условий данное направление реализуется на базе центров здоровья,  ППМС-центров.

страница 6

  Комплексный мониторинг состояния здоровья и особенностей развития учащихся предполагает оценку динамики показателей медико-психолого-педагогического статуса школьника. Областью применения мониторинга может являться: обучение на основе здоровьесберегающих принципов организации учебного процесса; коррекция трудностей адаптации к условиям обучения в школе; формирование  ценностного отношения к здоровью и навыков ЗОЖ; профилактика вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании и пр.); социально-психологическая адаптация и реабилитация детей и подростков; физкультурно-оздоровительная и спортивная работа с детьми и подрост­ками; профессиональная ориентация и дифференциация в образовании. Мониторинг организуется и проводится совместно со специалистами центра здоровья, ППМС-центров.

  Работа с родителями по повышению уровня культуры в вопросах здоровья и здорового образа жизни может включать индивидуальное консультирование родителей, лекции, семинары в рамках родительских собраний, в т.ч. – с приглашенными специалистами из центров здоровья, ППМС-центров: врачами, наркологами, психологами и т.д. Предполагается также информация врача о здоровье учащихся на классных и общешкольных родительских собраниях, его рекомендации по укреплению здоровья школьников; работа родительского университета «Здоровье»; ежемесячные индивидуальные и групповые консультации «Здоровье» для родителей, совместные занятия оздоровительной физкультурой для детей и родителей.

  Специалистами центров здоровья, ППМС-центров может производится работа с кадрами (педагогами и обслуживающим персоналом школы) по повышению уровня компетентности в отношении здоровья и здорового образа жизни, применения здоровьесберегающих технологий в образовании которая предполагает: организацию теоретических и практических семинаров, тематических методических объединений; обучение педагогов на курсах повышения квалификации по здоровьесберегающим технологиям в образовании; специальные ежегодные циклы бесед и лекций врачей разных специальностей; консультации врачей, приуроченные к профсоюзным собраниям, педсоветам; ознакомление с новыми законами, приказами по вопросам сохранения здоровья школьников; обзор литературы, поступившей в библиотеку, методический кабинет; обмен опытом работы по вопросам здоровья с родителями и т.д.

  Специалистами центров здоровья, ППМС-центров для работы с образовательными учреждениями  могут быть установлены связи с общественностью и другими организациями и ведомствами, работающими по проблеме сохранения здоровья и ЗОЖ.