Вы не авторизованы.

Департамент образования и науки Кемеровской области

Государственное учреждение образования 

Кемеровский областной психолого-валеологический центр

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГУО Кемеровский ОПВЦ

_________________ А.И.Федоров

«_____» _____________ 2013 г.

 

  

ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД

Государственное учреждение образования

Кемеровский областной психолого-валеологический центр

(ГУО КОПВЦ)

за 2012/2013 учебный год

  

 

   Настоящий доклад подготовлен в соответствии с общими рекомендациями по подготовке Публичных докладов региональных (муниципальных) органов управления образованием и образовательных учреждений (письмо Минобрнауки России от 28.10.2010 № 13-312 «О подготовке Публичных докладов») и Уставом ГУО КОПВЦ принятым на общем собрании трудового коллектива центра 20.12.2011 (протокол № 4).

   Доклад представляет собой краткий аналитический отчёт, предназначенный для ежегодного информирования всех заинтересованных сторон и широкой общественности о результатах деятельности и перспективах развития центра. Он открыт для публичного обсуждения и призван служить информационной основой для общественной оценки деятельности центра.

  

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. Цели, задачи деятельности и условия их реализации  в 2012-2013 учебном  году

4 стр.

1.Общая характеристика центра

1.1. Тип, вид, статус в образовательном пространстве города Кемерово.

1.2. Миссия и достижения.

1.3. Структура.

1.4. Доступность услуг Контингент.

1.5. Кадровый потенциал

1.6.Деятельность сайта учреждения.

1.7. Контактная информация.

6 стр.

2. Содержание и итоги образовательной деятельности за 2012-2013 уч год.

2.1 Экспертно-аналитическое направление

2.2 Организационно-методическое направление

2.3 Учебно-методическое направление

2.4 Научно-методическое направление

2.5 Ювенальное направление

2.6 Повышение квалификации

11 стр.

Общие выводы об эффективности деятельности ГУО Кемеровский ОПВЦ в 2012-2013 уч.г. Перспективы развития

30 стр.

 

 

Введение.

Цели, задачи деятельности и условия их реализации  в 2012-2013 учебном  году

 

   В системе образования Кемеровской области формирование здорового образа жизни – одно из приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений. Данное направление приобрело еще большее значение в 2012 – 2013 учебном году в связи с реализацией национальной инициативы «Наша новая школа», в которой одной из основных задач современной школы поставлена задача сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Важным событием, определяющим дальнейшее реформирование системы образования России, стал  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Стандарт является одним из ключевых элементов модернизации российской школы, базовые параметры которой были определены в Послании Президента России Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации  и на заседании Совета при Президенте России по науке, технологиям и образованию, а также в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».

   Стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья - в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. При этом разработана методология и методика оценки здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.

  Экспериментальное, научно-теоретическое и методическое обеспечение практической здоровьесберегающей деятельности в системе образования является основной задачей деятельности ГУО Кемеровский областной психолого-валеологический центр. Данная деятельность осуществляется в рамках программы «Формирование здорового и безопасного образа жизни детей, оказание психологической помощи обучающимся и воспитанникам образовательных учреждений, испытывающим трудности в развитии, адаптации, обучении и общении» на 2011-2013 годы. Анализ работы ГУО Кемеровский ОПВЦ за 2012-2013 учебный год позволяет сделать вывод о высоком уровне организации здоровьесберегающей деятельности.

В Кемеровской области функционирует здоровьесберегающая инфраструктура:

•          функционируют центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры – 22)

•          в 70-ти школах отрабатывается модель «Школы здоровья», 415 школ используют элементы этой модели в своей деятельности.

  Созданный  в 1996 году Кемеровский областной психолого-валеологический центр департамента образования и науки Кемеровской области  выполняет ключевую роль в создании региональной модели здоровьесберегающего пространства в сфере образования.

Основными  задачами Центра являются:

   - Обеспечение информационного сопровождения и научно-методического руководства муниципальными ППМС-центрами и центрами здоровья образовательных учреждений;

    - Координация деятельности здоровьесберегающих и психологических служб и школ здоровья в системе образования;

    -  Проведение научных исследований по вопросам интегрального здоровья участников образовательного процесса;

    -  Формирование базы данных о состоянии здоровья обучающихся, воспитанников и педагогических работников;

    - Разработка учебных, оздоровительных, диагностических, коррекционных и развивающих образовательных программ.

  Доклад представляет результаты проведенного комплексного анализа работы Центра, содержит информацию о достижениях, степени обеспечения в получении качественных услуг специалистами образовательных учреждений Кемеровской области.

  Доклад предназначен для информирования заинтересованных лиц  о результатах деятельности учреждения, условиях функционирования и развития, проблемах и перспективах деятельности Центра.

  В основу доклада положены материалы статистического отчета о результатах деятельности  ГУО Кемеровский ОПВЦ в 2012-2013 учебном году.

   

1.Общая характеристика центра

Государственное учреждение образования  Кемеровский областной психолого-валеологический центр основано в соответствии с Программой развития системы образования Кемеровской области на 1996-1998 г.г., в целях научно-методического обеспечения и координации деятельности психологических и валеологических служб системы образования на основании приказа департамента образования № 746 от 23.09.1996 года.

1.1.            Тип, вид, статус учреждения.

          Полное наименование  учреждения  в соответствии с уставом и свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр  юридических лиц: государственное учреждение образования Кемеровский областной психолого-валеологический центр. Сокращенное наименование – ГУО Кемеровский ОПВЦ

       Учреждение является некоммерческой организацией, созданной Кемеровской областью для оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных действующим законодательством полномочий органов государственной власти Кемеровской области в сфере образования.

Государственный статус (тип, вид):

Тип – бюджетное учреждение

В 2011 г. уточнен  статус учреждения -  бюджетное учреждение.

Лицензия, свидетельство о государственной регистрации:

Серия А  № 0000773,  регистрационный № 11066. Выдано 20 мая 2011 г. государственной службой по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области (государственная лицензионно-аттестационная служба Кемеровской области) бессрочно.

Юридический адрес:

650004, Россия, город Кемерово, ул. Трофимова, 45.

Фактический адрес:

650004, Россия, город Кемерово, ул. Трофимова, 45. 

Телефоны: 57-41-62, 57-41-92, 

Факс: (8 3842) 57-41-62

Е-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ,

сайт: kemvaleo.info

 

1.2.            Миссия и достижения.

            Миссия учреждения: создание и реализация в образовательном пространстве Кузбасса системы, способствующей сохранению и укреплению здоровья воспитанников, обучающихся и педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Основными направлениями деятельности являются:

1. Организационно-методическое направление:

-   проектирование, разработка образовательных программ по  здоровьесбережению;

- организация и проведение семинаров, конференций, круглых столов, рабочих совещаний, стажировок, методических объединений по профилю работы Учреждения;

- организация и проведение обучающих курсов для специалистов системы образования (ППМС-центров, центров здоровья, образовательных учреждений всех видов и типов) области по психологическим и здоровьесберегающим аспектам;

- организация и методическое сопровождение конкурсов профессионального мастерства (для педагогов, педагогов-психологов, социальных педагогов, логопедов и др. специалистов), выставок, олимпиад для обучающихся по здоровьесберегающей тематике;

- участие в тематических проверках деятельности образовательных учреждений области по организации психологического и здоровьесберегающего сопровождения;

-подготовка аналитических справок по различным аспектам здоровьесберегающей деятельности;

- составление пакета сопроводительных документов (информационных писем, смет, заявок типовых договоров и т.д.) по профилю работы Учреждения;

- формирование банка психодиагностических методик по различным направлениям работы психологов системы образования, составление диагностических батарей по заявкам образовательных учреждений;

- разработка нормативно-правовых документов по организации деятельности психологических, здоровьесберегающих инфраструктур в системе образования Кемеровской области (положений, локальных актов);

- организация мероприятий по первичной профилактике наркотической,  токсической, алкогольной, никотиновой зависимостей для обучающихся  образовательных учреждений (семинаров, конференций, конкурсов, совещаний);

- формирование банка психодиагностических методик, анкет, опросников по изучению состояния профилактической работы в учреждениях образования, в том числе начального и высшего профессионального образования, прогнозированию вовлеченности обучающихся, студентов в употребление ПАВ;

- организационно-методическое сопровождение деятельности областного подростково-молодежного волонтерского объединения «Альфа Кузбасса»;

- проведение мониторинга наркоситуации в учреждениях высшего и среднего профессионального образования;

- информационно-методическое и техническое сопровождение интернет- сайта Учреждения и сайта областного подростково-молодежного волонтерского объединения «Альфа Кузбасса»;

- экспертиза печатных материалов, документов, учебных программ, тестовых комплектов, учебных материалов для образовательных учреждений по здоровьесберегающей и психолого-педагогической тематике;

- экспертиза документов и материалов при проведении конкурсов для педагогических работников и образовательных учреждений по здоровьесберегающему и психологическому направлениям;

- проведение психологического и психофизиологического тестирования для отбора воспитанников в Губернаторские и Государственные  образовательные учреждения;

- мониторинг:1) здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений области, 2) состояния здоровья обучающихся и воспитанников в образовательных  учреждениях области, состояния профилактической работы по предупреждению употребления психоактивных веществ в образовательных учреждениях Кемеровской области;

2. Учебно-методическое направление:

- организация учебных курсов, семинаров, реализация дополнительных образовательных программ в рамках дополнительного профессионального образования;

- проектирование, разработка методических пособий, рекомендаций и т.д.;

- проектирование, разработка методических пособий, рекомендаций, программ, тренингов для специалистов образовательных учреждений области по проведению наркопрофилактической работы, кураторов волонтерских отрядов территорий области, активистов областного волонтерского отряда.

3. Научно-исследовательское направление:

- организация и проведение научных, научно-методических исследований, опытно-экспериментальных, информационно-аналитических работ, сопровождение деятельности экспериментальных площадок;

- сбор и анализ статистической отчетности по здоровьесберегающей и психолого-педагогической деятельности, обобщение статистических данных, формирование баз данных, составление аналитических справок.

4. Социально-психологическое сопровождение несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом:

- консультирование участников уголовного и гражданского судопроизводства;

- разработка информационных, информационно-методических материалов для сопровождения несовершеннолетних, оказавших в конфликте с законом;

-социально-педагогическая диагностика несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, подсудимых; участие в следственных действиях, судебных заседаниях в отношении несовершеннолетних;

- консультирование несовершеннолетних, родителей (законных представителей), работников судебно-правовых органов.

5. Повышения квалификации сотрудников ГУО Кемеровский ОПВЦ:

-прохождение курсов повышения квалификации;

-участие в тематических семинарах, конференциях и др. мероприятиях повышающих уровень компетентности сотрудников ГУО Кемеровский ОПВЦ.

1.3. Структура.

Организационная структура института регламентирована Уставом ГОУ Кемеровский ОПВЦ и включает в себя:

-административно-управленческий персонал;

-валеологический отдел;

-психологический отдел;

-научно-методический отдел;

-информационный отдел;

-служба судебных психологов;

 -вспомогательные службы (отдел кадров, бухгалтерия).

 

1.4  Доступность услуг Контингент.

В Учреждении реализуются дополнительные образовательные программы по следующим направлениям:

-психолого-педагогическое и здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса;

-формирование здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях;

- организация деятельности ППМС-центров, центров здоровья;

-психолого-педагогическое сопровождение в образовательном учреждении;

- профилактика наркозависимости в образовательной среде;

-подготовка педагогов-психологов системы образования по социально-психологическому сопровождению несовершеннолетних в процессе уголовного судопроизводства;

- индивидуальное здоровье и культура здорового образа жизни;

- основы здоровья и здорового образа жизни;

- оптимальная организация жизнедеятельности;- основы возрастной физиологии и школьной гигиены;

- основы возрастной физиологии и школьной гигиены;

- основы возрастной и дифференциальной психологии;

- методы изучения индивидуального здоровья;

- психоэмоциональное и личностное здоровье;

- основы здорового питания

Слушателями курсов являются:

-работники Учреждения (заведующие отделами, методисты отделов, педагоги-психологи, программисты);

- слушатели (взрослые): руководители, заместители руководителей образовательных учреждений, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги, реализующие в своей деятельности здоровьесберегающие технологии и другие категории педагогических работников;

- слушатели (дети): участники волонтерских объединений в системе образования Кемеровской области; лидеры и члены актива Областного волонтерского подростково-молодежного объединения «Альфа Кузбасса».

Слушателями могут быть обучающиеся и воспитанники образовательных учреждений, привлекаемые к мероприятиям по здоровьесберегающему направлению в рамках, заявленных в Уставе видов деятельности.

1.5. Кадровый потенциал.

В Центре работают 25 специалистов разного профиля, среди них ученых: 2 доктора биологических наук, кандидат психологических наук, 1 кандидат биологических наук,  аспирант.

Профессиональный уровень педагогических работников ГУО Кемеровский ОПВЦ.

 

2012-2013 учебный год

Кол-во педагогов

25

"Заслуженный учитель"

1

"Почетный работник образования"

2

Ученая степень

4

Аспиранты

1

 

1.6.Деятельность сайта учреждения.

Учреждение с 2007 г. имеет свой сайт в сети Интернет: kemvaleo.info

Сайт в настоящее время поддерживается в актуальном состоянии. Проводится регулярное (не реже двух раз в месяц)  обновление информации на сменных страницах.

В 2012-2013 уч.г. полностью обновлена структура сайта, добавлены страницы:

  1. Новости, - данный раздел позволяет узнать актуальную информацию для пользователей сайта – специалистов  образования Кемеровской области.
  2. Конкурсы – это раздел содержит положения и результаты ежегодных областных конкурсов.          
  3. Гостиная – данный раздел включает материалы и план работы психологической гостиной в текущем учебном году и др.

Появилась новая функция сайта - форма обратной связи со специалистами, позволяющая проводить индивидуальную консультацию специалистам центра с пользователями.

 

1.7. Контактная информация.

650004, Кемерово, ул. Трофимова, д. 45

Телефоны: (3842) 57-41-62, 57-41-92, 35-47-84
Факс:(3842)57-41-62
Электронная почта: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. – приемная ГУО Кемеровский ОПВЦ

о Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. – валеологический отдел ГУО Кемеровский ОПВЦ

 

  2. Содержание и итоги образовательной деятельности за 2012-2013 уч. год.

 Экспертно-аналитическое направление

Аналитическая и экспертная деятельность КОПВЦ как организации, где трудятся высококвалифицированные специалисты в области психологии, валеологии, физиологии, педагогики и др., занимает значительное место в системе информационного и методического обеспечения здоровьесбережения в образовании Кузбасса.

     Специалистами Центра за прошедший учебный год были подготовлены аналитические справки и материалы для коллегий департамента образования и науки, а также для сайта ОПВЦ  по сохранению и укреплению здоровья в системе образования области:

  • Об итогах деятельности областных экспериментальных площадок по здоровьесберегающему направлению;
  • О работе службы судебных психологов за 2012-2013 год;
  • Информация для УФСКН по Кемеровской области о развитии волонтерского движения и профилактического направления  в Кузбассе;
  • О профилактике суицидального поведения детей и подростков;
  • О деятельности экспериментальных площадок для КРИПКиПРО;
  • О мониторинге здоровья обучающихся и здоровьесберегающей деятельности ОУ;
  • Отчет по результатам комплексного мониторинга наркоситуации в общеобразовательных учреждениях территорий Кемеровской области;
  • Квартальные и годовой отчеты по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2012-2013 году план действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015  годы.

  По запросу ДОиН и УФСКН КО была осуществлена психологическая экспертиза различного рода продукции на предмет внедрения в образовательные учреждения области, а также экспертиза видеопродукции и материалов сайтов для молодежи на предмет пропаганды наркотиков, в том числе:

• профилактической продукции для обучающихся, воспитанников (плакаты, буклеты, календари, художественные и мультипликационные фильмы, видеоролики);

• методик и технологий профилактического содержания (диагностика, коррекция, просвещение);

• психологических и профилактических программ специалистов ОУ и ДОУ области;

• социальных и исследовательских проектов;

• материалов молодежных сайтов и групп в социальных сетях Интернета, популярных отечественных и зарубежных художественных фильмов.

      Также специалистами Центра была проведена валеологическая экспертиза:

• здоровьесберегающих программ образовательных учреждений области по заявке.

      За анализируемый период было осуществлено рецензирование более 50-ти психологических и здоровьесберегающих программ, методических разработок, пособий педагогов и специалистов ОУ Кемеровской области.

       Специалисты ГУО Кемеровский ОПВЦ участвовали в работе жюри и экспертных групп областных и федеральных конкурсов, в составе экспертных и аттестационных комиссий:

• Областной олимпиады для старшеклассников «Здоровее поколение»;

• Регионального этапа Всероссийского конкурса «Педагог-психолог – 2013»;

• Областного конкурса волонтерских инициатив;

• Областного конкурса «Школа здоровья»;

• Областной детской научно-практической конференции для обучающихся «Первые шаги в науку о здоровье»;

• Всероссийского конкурса образовательных программ «Педагог здоровья – 2013»;

• Областной аттестации педагогов-психологов и социальных педагогов.

  Экспертно-аналитическая деятельность КОПВЦ позволила обобщить и систематизировать опыт Центра и образовательных учреждений Кемеровской области по разработке и внедрению здоровьесберегающих комплексных и специфических программ, выявить лучшие разработки в области наркопрофилактики и психолого-педагогического сопровождения для внедрения в образовательные учреждения области, осуществлять обмен передовым опытом по созданию комфортной и безопасной здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве Кузбасса.

 Организационно-методическое направление

  В целях информационно-методического обеспечения деятельности руководителей, педагогов и специалистов ОУ по формированию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, а также  для  обмена опытом территорий, занимающихся вопросами здоровьесбережения, за 2012-2013 учебный год специалистами КОПВЦ были организованы и проведены следующие мероприятия:

  •   Заседание регионального научно-методического совета по вопросам сохранения здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений по подготовке к конференции «Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика» и перспективы работы и требования оформления итогов деятельности областных экспериментальных площадок» (сентябрь  2012);
  •    Заседание регионального  научно-методического совета по вопросам сохранения здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений Кемеровской области «Здоровьесберегающая деятельность образовательных учреждений в рамках модернизации образования» (декабрь 2012);

    Заседание расширенного регионального научно-методического совета по вопросам сохранения здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений в рамках реализации экспериментальных проектов по здоровьесбережению (май 2013)

 •  Рабочее совещание руководителей ППМС-центров (ЦДиК, ПМСС, ППРК) области «Организационные вопросы деятельности ППМС-центров при реализации ФГОС НОО» (сентябрь 2012)

 •  Психологические гостиные по обмену опытом педагогов-психологов Кемеровской области ежемесячно в 2012-2013гг.

 •  Областной семинар-совещание в рамках деятельности экспериментального исследовательского проекта по факторам психологического здоровья школьника (ноябрь 2012)

•  Областной семинар-совещание для руководителей ППМС-центров, областных экспериментальных площадок специалистов управлений образования «О подведении  итогов  деятельности областных экспериментальных площадок. Подготовке к коллегии ДОиН» (декабрь 2012)

  • Областной семинар для специалистов муниципальной системы образования, руководителей экспериментальных площадок (январь 2013)
  • Семинар-совещание для руководителей ППМС-центров, областных экспериментальных площадок специалистов управлений образования «Профилактика нарушений социального здоровья и проблем социальной адаптации личности» (февраль 2013).
  • Семинар-совещание для руководителей ППМС-центров, областных экспериментальных площадок специалистов управлений образования «Формирование здорового образа жизни посредством развития физической культуры  личности»  (Опыт по организации мероприятий в рамках ГТЗО) (апрель 2013).
  • Мастерская медиаторов для организации работы школьных служб примирения (ежемесячно с января 2013г.)
  • Ежеквартальные информационно-методические семинары для представителей УО – кураторов школьной службы примирения (2012-2013гг)
  • Трехдневный семинар-тренинг по профилактике профессиональных рисков (стрессоустойчивость, саморегуляция) для руководителей ОУ Топкинского муниципального района (март 2013)
  • Городское совещание с директорами школ г.Кемерово (выступление по организации Школьной службы примирения) (февраль 2013)
  • Областной обучающий семинар по организации мониторинга наркоситуации в системе образования области: организация, диагностика, сбор первичных данных (сентябрь, октябрь 2012)
  • Областной семинар для руководителей и лидеров областного волонтерского объединения «Альфа Кузбасса» Кемеровской области (ноябрь 2012).
  • Заседание методического объединения педагогов-психологов губернаторских и государственных образовательных учреждений (ежемесячно 2012-2013)
  • Областной семинар для педагогов-психологов области «Метод сказкотерапии в работе педагога-психолога» (июнь 2013)

  Веб-семинар для руководителей и лидеров областного волонтерского объединения «Альфа Кузбасса» Кемеровской области (январь, февраль, март 2013)

  • Курсы повышения квалификации (свыше 100 часов) по организации наркопрофилактической работы в образовательных учреждениях (2 цикла: ноябрь 2012, апрель 2013)
  • Обучающий семинар (КПК) 2 цикла специалистов образовательных учреждений по дополнительной образовательной программе: «Индивидуальное здоровье и культура здорового образа жизни» (72 часа) (сентябрь 2012, апрель 2013).
  • Подготовлена электронная форма отчета о деятельности ППМС центров области. Собраны и обобщены данные о деятельности центров за 2011-2012 уч.год. Подготовлена обобщающая справка, в соответствии с которой отчеты о деятельности предоставлены 22 территориями области, в которых проживают почти 326 тысяч детского населения (в возрасте от 0 до 18 лет); из них охвачено психолого-медико-педагогическим сопровождением было более 198 тысяч человек детей и подростков (61 %), а также более 100 тыс. родителей и 22 тысяч педагогических работников.

  В результате организационно-методической деятельности специалистов ГУО Кемеровский ОПВЦ качественно изменилось содержание и результативность деятельности специалистов, занимающихся здоровьесберегающей деятельностью в образовательных учреждениях и муниципальных отделах управления образованием.

  Организация дополнительной подготовки для педагогов-психологов в форме семинаров и заседаний методического объединения, помогла многим из них аттестоваться на высшую категорию, разработать собственные коррекционные и развивающие программы, достойно принять участие в региональном этапе Всероссийского конкурса «Педагог-психолог года», опубликовать свой опыт в областных и центральных изданиях.

  Согласно программе «Формирование здорового и безопасного образа жизни детей, оказание психологической помощи обучающимся и воспитанникам образовательных учреждений, испытывающим трудности в развитии, адаптации, обучении и общении» на 2011-2013 годы специалистами ГУО Кемеровский ОПВЦ были организованы и проведены мероприятия, способствующие сохранению и укреплению здоровья всех субъектов образовательного процесса:

Областная олимпиада «Здоровое поколение» для старшеклассников образовательных учреждений Кемеровской области (29 марта 2013);

 

  • Всекузбасский «День здоровья» в образовательных учреждениях области, посвящённый Всемирному Дню здоровья (7 апреля 2013);
  • Всероссийский и областной конкурс программ и методических разработок «Школа здоровья» (май-сентябрь 2013);

II областная конференция детских научно-исследовательских работ «Первые шаги в науку о здоровье» в рамках Всекузбасского «Дня здоровья» (10 апреля 2013);

 

  • Областная акция «Мир без наркотиков» (26 июня 2013);
  • Областная акция «Родительский урок» (14-28 февраля 2013);
  • Областная акция «Классный час» (октябрь 2012).
  • Размещение статей о системе здоровьесберегающей деятельности в Кемеровской области в сборниках Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика», VIII сибирский съезд физиологов;

  В течение данного учебного года КОПВЦ разработаны и переработаны положения:

- об областном конкурсе волонтерских инициатив;

- об Областном слете волонтерских отрядов, посвященном Международному дню борьбы с наркомафией и наркобизнесом;

  В течение данного учебного года ГУО КОПВЦ принимал участие в организации здоровьесберегающей работы центров в территориях области по муниципальным программам «Образование и здоровье». В результате работы с территориями были обновлены списки муниципальных ППМС-центров и центров содействия укреплению здоровья образовательных учреждений.

  На базе Центра были организованы стажировки для специалистов разного профиля территориальных ППМС-центров и центров содействия укреплению здоровья (стажировку прошли более 170 специалистов из различных территорий). Были организованы:

  • Цикл обучающих семинаров по концепции, методологии и технологии проведения комплексного мониторинга наркоситуации в общеобразовательных учреждениях (ноябрь 2012, апрель 2013);
  • Обучающий семинар второго уровня по использовании технологии медиации в работе школьных служб примирения (октябрь –декабрь 2012).

  Все это способствовало повышению уровня здоровьесберегающей компетентности педагогов, специалистов и руководителей ОУ, и научно-методической подготовки.

  Более 150 тысяч обучающихся и воспитанников, родителей и педагогов стали потребителями услуг Центров и «Школ здоровья» за счет организации профилактической и оздоровительной работы по формированию здорового образа жизни в учебное и внеучебное время.

  Как показывает опыт работы образовательных учреждений Кузбасса, Центры здоровья и развития стали организующей силой, которая реально изменяет ситуацию по охране здоровья учащихся и педагогов, как в конкретном образовательном учреждении, так и на уровне района, города.

  За анализируемый период КОПВЦ активно принимал участие в мероприятиях федерального уровня, которые выразилось в разных формах:

  Очное и заочное участие в совещаниях и конференциях всероссийского и международного уровней:

  • 5 Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии, Москва (тезисы, выступление на секции);
  • IV Международная научно-практическая конференция по современным проблемам семьи, Кемерово (соведущая мастер-класса и круглого стола);
  • Всероссийская научная школа с международным участием «Здоровье: физиология, психология, педагогика» (29.10.12-3.11.12гг) г.Новосибирск (КПК 72 ч);
  • КПК Международного уровня («Школьная система в Чешкой республике» (13.12. 2012г).
  • Межрегиональная видеоконференция «Опыт взаимодействия с волонтерскими объединениями»  - на базе Управления ФСКН России по Кемеровской области – ( декабря 2012)

 участие в II Межгосударственном форуме государств – участников содружества независимых государств «ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ – ОСНОВА ПРОЦВЕТАНИЯ СТРАН СОДРУЖЕСТВА» в рамках научно-практического конгресса "Вклад образования в охрану здоровья населения, оздоровление окружающей среды и экологическую безопасность" (июнь 2013) (г. Москва);

           Кемеровский областной психолого-валеологический центр неоднократно участвовал в выставках «Современное образование», «Дети. Образование. Кузбасс», «Кузбасский образовательный форум», в результате чего получено 3 золотых медали и 3 диплома в конкурсах методических разработок, «Инновации и изобретения года», «Здоровьесберегающие технологии в образовании».

           Кемеровский областной психолого-валеологический центр принял участие в конкурсе проектов по здоровому образу жизни «Здоровая Россия» с проектом «Межведомственная региональная система сохранения здоровья субъектов образовательного процесса», который вошел в библиотеку лучшего российского опыта по формированию здорового образа жизни.

 

        За заслуги в области развития отечественного образования кафедра Физиологии человека и животных и валеологии ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», Казин Э.М. и др. были награждены диплом Золотого фонда отечественной науки «Золотая кафедра России».

  Кроме того, Центр активно сотрудничает со СМИ по пропаганде ЗОЖ – это выступления на радио и телевидении по проблемам наркопрофилактики, психологического сопровождения, здоровья ребенка и семьи, а также интервью журналистам, в том числе:

-интервью СТС-Кузбасс по организации и сопровождению деятельности Областного волонтерского объединения «Альфа Кузбасса»;

-передачи «Включайся» на СТС-Кузбасс с членами актива «Альфа Кузбасса»;

-цикл передач «Дорога к Храму» ТВ-центр – по психологическому здоровью.

-интервью «АиФ в Кузбассе» по воздействию компьютерных видеоигр на психическое здоровье ребенка;

-интервью «Комсомольской правде» по наркопропаганде через фильмы;

-передача в прямом эфире «Мой город» по адаптации школьников.

  Данная деятельность позволяет не только активно пропагандировать идеи культуры здоровья и здорового образа жизни среди специалистов других ведомств и представителей общественности, но и предоставлять содержательную информацию о работе специалистов КОПВЦ по сохранению здоровья всех участников образовательного процесса. Результатом является все более частое привлечение специалистов Центра к различного рода экспертизам, в том числе федерального уровня, участию в радиопередачах, форумах регионального и федерального уровня, выступлению перед педагогической общественностью области.

  Необходимым условием контроля и оценки ситуации по профилактике ПАВ в образовательных учреждениях  является проведение комплексного мониторинга наркоситуации в учреждениях общего и профессионального (начального, среднего и высшего) образования. В отчетном году наркомониторингом были охвачены от 80% до 100% общеобразовательных учреждений в 17 муниципальных образованиях Кузбасса, в общей сложности было обследовано более 31 000 учащихся 1(2), 8(9) и 10(11) классов с целью выявления психологических, социальных и психофизиологических факторов риска вовлечения в наркотизацию.

  Одной из наиболее острых и тревожащих проблем образования является распространение социально обусловленных заболеваний у детей и подростков, при этом по степени опасности для подрастающего поколения наркологические заболевания стоят на первом месте.

  Важным результатом деятельности специалистов образовательных учреждений, таких как педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования по профилактике аддиктивного поведения (алкоголизма, табакокурения, наркомании), является расширяющееся движение волонтеров – подростков, пропагандирующих здоровый образ жизни.

  По инициативе и при активном участии специалистов КОПВЦ в результате оргдеятельностной игры на летней профильной смене в 2008 году было создано Областное волонтерское подростково-молодежное объединение «Альфа Кузбасса», куда в настоящее время входят лидеры-волонтеры, представители 24 муниципальных образований Кемеровской области. Объединение функционирует при поддержке департамента образования и науки и Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Кемеровской области. Ежегодно проводится слет волонтеров и конкурс программ волонтерских отрядов, ведущих пропаганду здорового образа жизни и профилактическую работу среди сверстников.

          Продолжено организационно-методическое сопровождение деятельности областного подростково-молодежного волонтерского объединения «Альфа-Кузбасса».

Организованы и проведены:

  • Областной слет волонтерских команд, занимающихся вопросами наркопрофилактики и пропагандой здорового образа жизни (июнь 2013);

   Областная трехдневная смена волонтеров на базе оздоровительного лагеря «Космос» (ноябрь 2012);

  Профильная волонтерская смена (11-20 июня 2013.) в Загородном детском областном оздоровительно-образовательном  центре «Сибирская сказка»;

  Областной конкурс лучших инициатив волонтеров в сфере профилактики наркомании (май-июнь 2013).

  Проведенный в течение года анализ показал, что в настоящее время в Кузбассе работают 31 городских (районных) подростково-молодежных волонтерских объединения. На базе образовательных учреждений функционируют более 400 волонтерских команд. А всего активными участниками данного движения являются около 12000 обучающихся, из них 5000 волонтеров в рядах постояннодействующих волонтёрских отрядов, а 7000 – это  обучающиеся, работающие в рамках данного направления.

  Команды-активисты волонтерского движения ежегодно награждаются ценными подарками, которые позволят им улучшить и разнообразить свою деятельность. Для эффективной деятельности «Альфа Кузбасса» при финансовой поддержке УФСН по КО были приобретены музыкальная, компьютерная и оргтехника, сценическое оборудование, видеокамера, осуществляется поддержка сайта.

 

Все вышеизложенное позволяет констатировать, что в системе образования Кемеровской области создана система условий для развития профилактической деятельности подростковых волонтерских объединений, включающая:

  • методическое, материальное и информационное обеспечение;
  • практическую и теоретическую подготовку волонтеров;
  • психологическую поддержку и супервизию;
  • социальную поддержку различных структур;
  • самопомощь волонтеров друг другу.

  Таким образом, можно отметить, что организационно-методическая деятельность КОПВЦ позволяет методически обеспечивать и координировать деятельность многоуровневой здоровьесберегающей инфраструктуры в системе образования Кемеровской области, внедрение передовых технологий по сохранению и укреплению интегрального здоровья участников образовательного процесса, грамотно пропагандировать культуру здоровья и ЗОЖ среди общественности.

 

Учебно-методическое направление

  Для решения одной из основных задач деятельности ОПВЦ – оказания методической помощи работникам образования в создании здоровьесберегающей среды в ОУ –  осуществлялось консультирование педагогов, психологов, управленцев и других специалистов образовательных учреждений по различным вопросам:

- психолого-педагогическое сопровождение ФГОС;

- организация деятельности центров содействия укреплению здоровья;

-планирование деятельности специалистов центров содействия укреплению здоровья;

-составление и оформление образовательных здоровьесберегающих программ;

-организация и проведение мониторинга здоровья; работа с автоматизированными  диагностическими программами, базами;

-психолого-педагогическое сопровождение;

-психологический мониторинг;

-наркопрофилактика и мониторинг наркоситуации;

-составление и оформления образовательных и коррекционно-развивающих программ;

-психология управления ОУ;

-планирование и проведение психологических исследований, оформление материалов опытно-исследовательской деятельности;

- методология оценки эффективности здоровьесберегающей деятельности ОУ и др.

Кроме того, в течение года:

  1. Обучение для специалистов системы образования по подготовке материалов на конкурсы по здоровьесберегающей тематике.
  2. Подготовка методических рекомендаций по технологии комплексного многоуровневого мониторинга наркоситуации в системе образования Кузбасса.
  3. Участие в подготовке и переподготовке психологов и специалистов для системы образования в форме лекционной, семинарской и тренинговой работы (на базе КРИПКиПРО, ЦПК, ЦДиК г. Кемерово).
  4. Проведение лекций и бесед профилактического и здоровьесберегающего содержания для педагогов, специалистов ОУ, выступления на родительских собраниях (всего – 3).
  5. Проведение выездных информационных и обучающих занятий с педагогами и специалистами ОУ по проблеме диагностики и формирования психологического и социального здоровья обучающихся в рамках областных исследовательских сетевых проектов.
  6. Подготовка и публикация книг, статей и тезисов по различным аспектам здоровьесбережения:

- «Школьная служба примирения Кузбасса: от идеи наказания к культуре диалога», «Развитие конкурсного движения в Кузбассе», «Профилактика девиантного поведения подростков»  Учитель Кузбасса, Научно-методический журнал, №2,3, 2012-2013 Изд-во КРИПКиПРО ( 3 статьи);

- «Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) как изначальная причина противоправного поведения несовершеннолетних» в сборнике Всероссийской научно-практической конференции «Психологические проблемы девиантного поведения в образовательной среде»;

-Подготовка материалов, составление и редактирование учебного пособия «Здоровьесберегающая инфраструктура в системе социального управления образованием».

-Составление, редактирование и подготовка к изданию научно-методического пособия по организации мониторинга наркоситуации в образовательном пространстве Кемеровской области (издано).

- «Влияние группы на уровень агрессии несовершеннолетних правонарушителей» в сборнике Всероссийской научно-практической конференции «Психологические проблемы девиантного поведения в образовательной среде»;

- «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни детей с ограниченными возможностями здоровья» в сборник Всероссийской конференции  по инклюзивному образованию;

- «Проблема формирования социального здоровья и профилактика девиантного поведения детей и подростков» - Учитель Кузбасса, Научно-методический журнал;

-Социально-педагогические и психолого-физиологические подходы к сохранению и укреплению здоровья в системе образования ВАЛЕОЛОГИЯ. Научно-практический журнал. –  № 4. – 2012. – С. 13-24.

- НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ВАЛЕОЛОГИЯ, 3-ий номер,2012 (Южный федеральный университет, УНИИ валеологии ЮФУ):

Психологические и психофизиологические механизмы саморегуляции и дезадаптации личности Сообщение 2. (Авторы: Казин Э.М., Айдаркин Е.К., Красношлыкова О.Г., Литвинова Н.А., Блинова Н.Г., Федоров А.И., Яницкий М.С.) (Сообщение 2)

- НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ВАЛЕОЛОГИЯ, 4-ый номер,2012 (Южный федеральный университет, УНИИ валеологии ЮФУ):

«Особенности адаптации к обучению учащихся начальных классов в зависимости от уровня их психологической и биологической зрелости и индивидуально-типологических особенностей (Авторы: Н.Г. Блинова, Е.А. Буданова, Э.М. Казин, Н.Н. Кошко);

- Журнал «Профессиональное образование в России и за рубежом», № 3(7) 2012,

  Разработка и реализация региональной системы здоровьесберегающей деятельности на довузовском, вузвском и послевузовском этапах образования( на примере Кузбасса)        (Авторы:       Э.М.Казин, А.И. Федоров Е.Л.Руднева, О.Г.Красношлыкова, И.А. Свиридова, Н.А. Литвинова,Т.Н. Семенкова)

-Формирование компетентности педагога в рамках психолого-педагогического и здоровьесберегающего сопровождения ФГОС образовательных учреждений кемеровской области (образовательная программа) 2012г.

 Научно-методические разработки (пособия, рекомендации, сборники материалов) 

-Диагностика влияния группы на несовершеннолетнего правонарушителя: Методические рекомендации / сост. Прокопьева Н.Г., под ред. Афониной С.В..- Кемерово: Изд. ООО ПК «Офсет», 2012. – 64 с.

- Буклеты, памятки:

- для родителей: «Возможности прогресса и дети», 2012 г.

-для педагогов, социальных педагогов, психологов: «Толерантность»,

  

«Профилактика дезадаптации детей и подростков с девиантным поведением» 2012г.,

 С 2002 года на базе ГУО ОПВЦ работает «Общественная детская приемная» по проблемам детей и подростков, связанных с трудностями в их развитии, здоровье, семейном воспитании, школьной и социально-психологической адаптации, а также – оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

      В 2012-2013 учебном году было зарегистрировано свыше 500 обращений граждан из различных муниципальных территорий области, проведено более 200 очных консультаций с детьми, их родителями (законными представителями) и родственниками.

  Обобщая многолетний опыт работы в рамках профилактического направления специалистами Центра, была  создана программа «Твоя жизнь – твой выбор!». Данная программа разработана с целью дальнейшего психолого-педагогического сопровождения и методического обеспечения профилактической деятельности волонтерских объединений в системе образования Кемеровской области силами специалистов Областного психолого-валеологического центра. Она предназначена для работы с лидерами волонтерского движения, представляющими все муниципальные образования области, кураторами и руководителями добровольческих объединений, ведущими профилактическую работу среди детей и подростков, а также – с членами актива Областного волонтерского подростково-молодежного объединения «Альфа Кузбасса».

  В июне 2010 года данная программа стала победителем I Всероссийского   открытого конкурса на лучшее социально-психолого-педагогическое сопровождение детско-юношеских организаций и объединений по теме: «Общественные организации обучающихся и воспитанников в системе российского образования». В рамках данной программы проводятся, ставшие популярными среди обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, ежегодные областные слеты волонтерских команд.

  Результатом данной деятельности можно считать то, что в образовательных учреждениях, в рамках регионального компонента, ведутся учебные дисциплины, такие как уроки здоровья, факультативы по культуре здоровья, кружки оздоровительной направленности, за первое полугодие 2013 учебного года проведено более  5 тысяч классных часов на тему здорового образа жизни.

  Изучение компетенции детей в вопросах здоровья показало, что через 2 года после внедрения новых здоровьесберегающих педагогических  технологий 100% из числа опрошенных младших школьников, занимающихся в экспериментальном режиме физического воспитания, утвердительно ответили на вопрос "Готовы ли Вы постоянно заниматься физической культурой". До начала педагогического эксперимента среди его участников лишь 8% респондентов выделили фактор здоровья как доминирующий,  через 2 года число школьников, выделяющих фактор здоровья в качестве приоритетного, возросло в 4 раза.

  О повышении уровня знаний по вопросам здоровья и здорового образа жизни свидетельствуют результаты проводимой ежегодно областной олимпиады для старшеклассников «Здоровое поколение». В областном этапе олимпиады для старшеклассников за пять лет приняло участие 500 обучающихся 9-х – 11-х классов, призерами стало 90  ребят.

  В течение года специалистами КОПВЦ в рамках реализации областной наркопрофилактической программы были подготовлены для издания образцы рекламно-агитационной и просветительской печатной продукции (буклетов и плакатов) профилактического содержания, направленные на профилактику злоупотребления психоактивными веществами в детско-подростковой среде: (памяток и буклетов, плакатов, закладки для различных целевых групп). Материалы распространены в образовательные учреждения Кемеровской области.

  Таким образом, мероприятия, проведенные специалистами КОПВЦ по  учебно-методическому направлению, способствовали повышению уровня компетентности специалистов и педагогов различных образовательных учреждений в организации здоровьесберегающего сопровождения образовательного процесса и внедрении здоровьесберегающих технологий.

 

Научно-методическое направление

  Основными результатами экспериментальной деятельности площадок здоровьесберегающего направления, осуществляемой под научным и методическим руководством КОПВЦ, можно считать следующие:

  В соответствии с решением коллегии департамента образования и науки от 26 февраля 2010 года  в Кемеровской области на протяжении 2-х лет (2010-2012 гг.) проводилась экспериментальная деятельность по направлению «Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса как условие реализации приоритетного национального проекта «Образование» (научный консультант Казин Э.М., д.б.н., профессор).

  Экспериментальная деятельность осуществлялась по 6 сетевым экспериментальным проектам в области здоровьесбережения в образовании в 36 образовательных учреждениях Кемеровской области. Участие в экспериментальной деятельности позитивно отразилось на количественных и качественных характеристиках кадрового потенциала, задействованного в создании здоровьесберегающей среды, повысилась профессиональная и индивидуальная здоровьесберегающая компетентность педагогов, возникла определенная интеграция администрации, педагогов и специалистов образовательных учреждений в достижении целей сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса. За отчетный период свыше 350 специалистов экспериментальных площадок получили научно-методические консультации, 50 специалистов прошли стажировку в ГУО Кемеровский ОПВЦ, 35 обучились на тематических курсах.

  Основными результатами экспериментальной деятельности площадок здоровьесберегающего направления являются:

  • Концептуально-методологические – сформулирована и эмпирически проверена концепция целостного подхода к здоровью личности как системному интегральному образованию, определено понимание школьной адаптации как сложной многоуровневой системы, разработаны и апробированы критерии и инструментарий оценки адаптивно-развивающего потенциала образовательной среды, доработана и апробирована система комплексного мониторинга индивидуального здоровья обучающихся и воспитанников.
  • Методические – разработаны и апробированы программы и методические разработки по различным аспектам здоровьесберегающего и психолого-педагогического сопровождения, первичной наркопрофилактики, валеологического просвещения и обучения, разработана и апробирована нормативно-правовая база для осуществления психолого-педагогического и здоровьесберегающего сопровождения малого города.
  • Организационно-практические – внедрены в деятельность образовательных учреждений здоровьесберегающие программы коррекционной, развивающей, оздоровительной, профилактической и образовательной направленности, социально-психологической и физиологической адаптации обучающихся и воспитанников, а также программы здоровьеформирующей работы с родителями и педагогами.
  • Организационно-управленческие – разработаны, апробированы и внедрены в практику образования модели здоровьесберегающего сопровождения на различных уровнях системы образования, а также – муниципальные модели межведомственного взаимодействия по созданию здоровьесберегающего образовательного пространства на уровне города.
  • Инструментально-диагностические – адаптированы, апробированы и стандартизированы некоторые диагностические методики, вычислены среднестатистические возрастные популяционные нормативы показателей психофизиологического статуса школьников, апробированы диагностические компьютерные программы оценки функционального состояния АКБАРС.
  • Эмпирические – выявлена позитивная динамика основных показателей интегрального здоровья, развития и адаптации обучающихся и воспитанников, позволяющая говорить об определенной эффективности внедрения здоровьесберегающих инноваций в деятельность образовательных учреждений (определялась по когнитивному, мотивационно-волевому, инструментально-деятельностному, эмоциональному и адаптивно-ресурсному критериям).

  Значимым результатом деятельности областных экспериментальных площадок является их вклад в развитие научно-методической базы по здоровьесберегающему направлению через издание научной, научно-методической, методической литературы для широкого круга педагогических работников российского образования. Обобщая многолетний региональный опыт здоровьесберегающей деятельности в образовании Кемеровской области, в 2011 году был разработан и опубликован учебно-методический комплекс «ОНТОГЕНЕЗ. АДАПТАЦИЯ. ЗДОРОВЬЕ. ОБРАЗОВАНИЕ», состоящий из трех книг и учебного пособия, которые охватывают деятельность в системе непрерывного здоровьесберегающего образования в целом: начиная с дошкольной ступени и заканчивая вузовской, а также послевузовской подготовкой специалистов образования.

   Изложенные в комплексе концептуальные подходы и прикладные материалы, являются результатом обобщения опыта деятельности областных экспериментальных площадок по здоровьесберегающему направлению. В этих изданиях приведены подробные данные по результативности здоровьесберегающей деятельности в учреждениях, занимающихся инновационной и экспериментальной деятельностью в направлении сохранения и укрепления здоровья обучающихся. 

  В 2012 году пособие «Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика» рекомендовано к использованию образовательными учреждениями Российской Федерации. Учебно-методическийкомплекс «ОНТОГЕНЕЗ. АДАПТАЦИЯ. ЗДОРОВЬЕ. ОБРАЗОВАНИЕ» стал лауреатом Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2011 г. и отмечен дипломом Фонда развития образования.

  В 2012 году проект «Межведомственная региональная система сохранения  здоровья субъектов образовательного процесса» вошел в библиотеку лучшего Российского опыта по формированию здорового образа жизни. Проект включает материалы областных экспериментальных площадок и представляет опыт здоровьесберегающей деятельности в системе образования Кемеровской области.

  В связи с успешным завершением программы экспериментальной деятельности при обсуждении на Региональном научно-методическом совете было решено закончить эксперимент  по данным сетевым проектам и, начиная с 2013 года, продолжить экспериментальную деятельность по 6 новым сетевым исследовательским проектам по направлению «Научно-методическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности в условиях реализации ФГОС». В состав данных проектов вошли 22 образовательных учреждения Кемеровской области, имеющие необходимую материально-техническую базу, кадровый потенциал для реализации поставленных задач эксперимента.

       Специалистами ОПВЦ в течение года осуществлялось организационно-методическое сопровождение деятельности областных экспериментальных площадок в рамках здоровьесберегающего направления, в том числе:

  • Организация научно-методического консультирования руководителей и специалистов площадок по составлению итоговых отчетов;
  • Анализ и обобщение результатов экспериментальной деятельности по итоговым отчетам площадок;
  • Подготовка справки к коллегии по итогам экспериментальной деятельности площадок;
  • Организация и осуществление деятельности рабочей группы по открытию новых экспериментальных площадок;
  • Организация деятельности регионального научно-методического совета по реализации здоровьесберегающего направления в сфере образования;
  • Организация и проведение совещаний и семинаров по сетевому проекту «Факторы психологического здоровья обучающихся» и других.
  • Научное руководство исследовательской работы на областных экспериментальных площадках в территориях;
  • Методический семинар по оформлению результатов эксперимента для руководителей областных экспериментальных площадок;
  • Сбор результатов деятельности экспериментальных площадок по здоровьесберегающему направлению (база показателей здоровья и развития учащихся).

  С целью оптимизации научно-методического сопровождения экспериментальной деятельности областных площадок специалистами рабочей группы при Региональном научно-методическом совете, созданном при КОПВЦ, были разработаны:

  • единые технологии планирования, организации, контроля, анализа результатов экспериментального исследования, включающие формы паспорта, промежуточного и итогового отчета экспериментальной площадки;
  • система экспертизы экспериментальной деятельности, включающая единые для всех площадок схемы мониторинга здоровья и здоровьесберегающей деятельности, критерии и инструментарий оценки здоровьесберегающей среды в ОУ;
  • система научно-методической работы с площадками, включающая различные формы работы (семинары, конференции, кустовые совещания, консультации, «дни открытых дверей» площадок).

        Научное руководство квалификационными исследовательскими работами, в том числе:

  • выпускными и итоговыми работами (КРИПКиПРО) в области психологии и валеологии образования;
  • ученическими в рамках городской научно-практической конференции «Интеллектуал» (призер в номинации).

 Научно-методическая деятельность КОПВЦ позволяет обобщить практический опыт внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях различного вида и типа, разработать методические рекомендации и в дальнейшем совершенствовать данный процесс.

 

Ювенальное направление

  В соответствии с распоряжением Администрации Кемеровской области при областном психолого-валеологическом центре работает Служба психологов, участвующих в уголовном судопроизводстве в отношении несовершеннолетних.

  Работая в режиме эксперимента, педагоги-психологи осуществляют социально-психологическое сопровождение несовершеннолетних в четырех судах первой инстанции (суды Заводского и Кировского районов г. Кемерово, Кемеровского и Топкинского районов).

  Внедряемая модель социально-психологического сопровождения несовершеннолетних в процессе уголовного судопроизводства положительно оценена судебно-правоохранительными органами области.

   Решая проблему недостаточного взаимодействия специалистов разных ведомств по предупреждению подростковой преступности, службой судебных психологов:

 - установлены взаимоотношения с инспекторами уголовно-исполнительных инспекций системы исполнения наказания, подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН) органов внутренних дел; специалистами комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП) территорий, наркологическим диспансером по организации профилактической работы с подростками, находящимися на условном сроке, в целях предупреждения повторных правонарушений;

-Собраны данные об участии педагогов-психологов образовательных учреждений Кемеровской области в уголовном судопроизводстве. Подготовлена обобщающая справка, показывающая, что  52 педагога –психолога в 18 территориях КО приняли участие по 163 уголовным делам в отношении 154 несовершеннолетних( без учета работы службы судебных психологов ГУО КОПВЦ).

-участие в  круглом столе, проводимого  Департаментом образования и науки Кемеровской области «О восстановительном подходе в уголовном судопроизводстве в отношении несовершеннолетних» (май 2013);

 - составлена технологическая карта по межведомственному социально-психологическому сопровождению несовершеннолетнего в процессе уголовного судопроизводства;

-организована преемственность социально-психологического сопровождения несовершеннолетних правонарушителей между правоохранительными органами, службой судебных психологов (находится в ведении департамента образования и науки), судом, системой исполнения наказания, КДН и ЗП, ПДН.

  Специалисты службы судебных психологов приняли участие в семинарах-совещаниях председателей ПДН территорий с судьями, представителями областной прокуратуры, ГУФСИН, которые проводились в разных территориях Кемеровской области. Внесенные нами предложения по организации работы с несовершеннолетними правонарушителями вошли в резолюцию данных совещаний и методические рекомендации областного суда по работе с несовершеннолетними подсудимыми.

  В 2012-2013 г. продолжена работа по социально-психологическому сопровождению (СП-сопровождению) несовершеннолетних в процессе уголовного судопроизводства в территориях эксперимента (Кировский и Заводский районы г. Кемерово, Кемеровский и Топкинский районы).

  Педагоги-психологи, участвующие в уголовном судопроизводстве в отношении несовершеннолетних (данные за 2012 г.):

- присутствовали на допросах и других следственных действиях с участием несовершеннолетних (413  следственных действий), включая работу с несовершеннолетними свидетелями и потерпевшими;

- знакомились с материалами уголовных дел (193 дела);

- провели  по постановлению следователей, суда, заявке адвокатов экспериментально-психологическое исследование 154 несовершеннолетних правонарушителей, включающее:

  • анализ условий развития, воспитания и обучения несовершеннолетних,
  • анализ внутрисемейных взаимоотношений,
  • психологическое исследование личности несовершеннолетних;

          -  составили заключения по результатам исследования (на 154 человека);

- консультировали подростков, их родителей (законных представителей), работников судебно-правоохранительной системы, адвокатов (314 консультаций);

- готовили рекомендации суду, комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав по возможности исправления несовершеннолетнего путем применения к нему кроме условного лишения свободы, дополнительных обязанностей (пп. 4, 5 ст.73 УК РФ) и мер по социализации и реабилитации, способствующих его исправлению;

- принимали участие в судебных заседаниях (173 заседания),

- по ходатайству суда работали по гражданскому судопроизводству (16 дел).

  В целях координации межведомственного взаимодействия провели три рабочих встречи с руководителями и  специалистами подразделений по делам несовершеннолетних управлений внутренних дел территорий (ноябрь, апрель, май).

 Повышение квалификации

  Научно-методическое и организационное сопровождение деятельности образовательных учреждений по формированию сохранению укреплению здоровья осуществляет ГУО Кемеровский областной психолого-валеологический центр.

  В Центре работают 30 специалистов разного профиля, среди них ученых: доктор биологических наук, кандидат психологических наук, кандидат педагогических наук, четыре кандидата биологических наук, два аспиранта.

  За отчетный период повысили свою квалификацию следующие специалисты:

  • Працун Э.В. прошла предзащиту кандидатской диссертации;

Прохождение курсов повышения квалификации по программам:

  • «Медиация. Базовый курс» (на базе КузИЭП) (7 специалистов ГУО КОПВЦ)
  • «Школьная служба примирения: основы медиации» (7 специалистов на базе КОПВЦ).

Участие зав. отделом в авторских мастерских ведущих специалистов в области позитивной и экзистенциальной психологии:

  • Вгляд танатотерапии в решении экзистенциальных проблем» (В.Баскаков, Москва);
  • «Тайцзицюань как практика телесного диалога» (Е.Самсоненков, Д.Леонтьев, Москва);
  • «Терапевтическое фехтование» (В.Летуновский, Москва)
  • «Экофисилитация – краткосрочная глубинная психологическая помощь» (П.Лушин, Киев).
  • Курсы повышения квалификации «Репродуктивное здоровье и планирование семьи» (72 ч) (3специалиста ГУО КОПВЦ)
  • Обучение по программе первичной профилактике ВИЧ/СПИД, рискованного поведения детей старшего подросткового возраста «Ладья» (48 ч) (3 специалиста ГУО КОПВЦ)
  • участие во Всероссийской научной школе с международным участием «Здоровье: физиология, психология, педагогика» (повышение квалификации по модулю «Здоровьесберегающее образование» - в объеме 72 часа), (г. Новосибирск);
  •  участие в Международных курсах повышения квалификации «Школьная система образования в Чехии» - в объеме 20 часов (г.Прага);
  • участие в II Межгосударственном форуме государств – участников содружества независимых государств «ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ – ОСНОВА ПРОЦВЕТАНИЯ СТРАН СОДРУЖЕСТВА» в рамках научно-практического конгресса "Вклад образования в охрану здоровья населения, оздоровление окружающей среды и экологическую безопасность" (г. Москва);

Перечисленные мероприятия позволяют поднять на новый уровень работу по формированию здорового образа жизни и культуры здоровья, повысить  уровень компетентности  всех участников образовательного процесса по вопросам здоровья, а также – формированию мотивации к здоровому образу жизни.

Общие выводы об эффективности деятельности ГУО Кемеровский ОПВЦ в 2012-2013 уч.г. Перспективы развития

  За отчетный период специалистами ГУО Кемеровским ОПВЦ реализовано плановых мероприятий 100%.

  1) Наблюдается рост количественных показателей деятельности по всем направлениям работы ГУО Кемеровский ОПВЦ по сравнению с прошлым учебным годом.

   2)  Повышается эффективность и качество деятельности во всех направлениях, на что указывают анкеты обратной связи получателей услуг.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования является одним из ключевых элементов модернизации российской школы, базовые параметры которой были определены в Послании Президента России Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации  и на заседании Совета при Президенте России по науке, технологиям и образованию, а также в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Стандарт представляет собой принципиально новый для отечественной школы документ.

  Основным образовательным результатом в этой парадигме является достижение стратегической цели российского образования – воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками.

   В этой связи одним из приоритетных направлений ГУО Кемеровский ОПВЦ в 2013-2014 учебном году является научно-методическое сопровождение введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.  В план работы на будущий год включены:

-выполнение областных экспериментальных проектов по направлению: «Научно-методическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности в условиях реализации ФГОС»;

- проведение ряда мероприятий по здоровьесберегающему и психолого-педагогическому сопровождению реализации ФГОС общего образования в системе образования Кемеровской области;

- проведение Всероссийской конференции «Профессиональное самоопределение учащейся молодежи региона в условиях сохранения и укрепления ее здоровья».