Вы не авторизованы.

УДК

В.П Михайлова, к.пс.н., доцент кафедры психологии КемГУ;

Е.Н. Сереброва, педагог-психолог Кемеровского областного психолого-валеологического центра.

 

Агрессивность в подростковом возрасте.

Преодоление агрессивности в подростковом возрасте педагогическими средствами

 

Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов в жизни человека, т.к. происходит коренная перестройка раннее сложившихся психологических структур, что не редко характеризуется протестующим характером поведения по отношению ко взрослым и сверстникам. Тревожащие моменты в поведении подростков, такие как агрессивность, жестокость, гнев принимают устойчивый характер. Таким образом, агрессивность подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, а также необходимостью защитить себя в ситуации, из которой не видит конструктивного выхода, кроме драки, словесных угроз и др.

По мнению Н.А. Новосельцевой и В.В. Федорова, в моральной сфере подростков центральное место занимают вопросы, связанные с нормами и правилами общественного поведения, нормами взаимоотношений людей друг с другом. Особенностью этого возраста является большая социальная активность подростка, направленная на усвоение образцов и ценностей, на построение удовлетворительных отношений со взрослыми и товарищами.

Однако общение – не только взаимный обмен мыслями, мечтаниями, источник появления новых интересов, но и опыт таких отношений, которые дают подростку навыки понимания другого человека, учат сравнивать свои поступки. В практике этих отношений происходит усвоение моральных норм и тем самым развивается социальная взрослость подростка. [1. C.49]

По мнению Л.М. Семенюк: «Агрессивные подростки, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, духовных запросов, узость и неустойчивость интересов, в том числе и познавательных. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, неразвитость нравственных представлений». [3. C.48]

В свое время П.Г.Бельский, пытаясь классифицировать трудных подростков, исходил из мотивации их поведения. Он выделял: а) подростков, стремящихся активно удовлетворить элементарные и низменные потребности; б) слабовольных детей, поддающихся внушаемости, подстрекательству; в) действующих под влиянием  истерии (3, с. 49).

И.А Фурманов предлагает выделить 4 категории агрессивного поведения детей:

1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии. Установлено, что физическая агрессия преобладает у активных, деятельных, целеустремленных детей, которые отличаются смелостью, решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью, авантюризму. Их экстравертивность подкрепляется лидерскими качествами, но при этом развиты садистические наклонности, плохой самоконтроль, отсутствие социализации влечений, потребность в острых переживаниях, импульсивность поведения.

2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии.Отличаются выраженной психической неуравновешенностью, депрессивностью, фрустрационной толерантностью, повышенной чувствительностью к оценкам их действий и их личности, неумением и нежеланием скрывать свои чувства и мысли, постоянным внутренним конфликтом, напряженностью и импульсивностью.

3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии характеризуются чрезмерной импульсивностью, слабым самоконтролем, недостаточной социализацией влечений и низкой осознанностью собственных действий, негативизмом натуры.

4. Дети, склонные к проявлению негативизма отличаются  «мемозоподобностью», ранимостью, впечатлительностью. Основными их чертами являются эгоизм, самодовольство, завышенная самооценка, консерватизм.

Таким образом, И.А. Фурманов разделяет агрессивных детей на две большие когорты: с социализированным (физическая и косвенная агрессия) и несоциализированным (вербальная и негативизм) формами нарушения поведения. (5.С.207)

В современных условиях И.А. Невский различает трудных подростков: а) с педагогической запущенностью; б) с социальной запущенностью (нравственно испорченных); в) с крайней социальной запущенностью. [2. C.112]

Развивая эту классификацию С.Я. Беличева, в первую группу сводит глубоко педагогически запущенных подростков. Их суждения примитивны, поверхностны, процессы внимания, запоминания ослаблены. Этих детей отличает бравада антисоциальными поступками. Вторая группа характеризуется аффективными нарушениями, – подростки раздражительны, гневливы, в аффекте злобы. У многих проявляются истероидные формы поведения. К третьей группе относятся дети развязанные, неусидчивые, конфликтные. Их мышление инертно, ассоциации бедны, они трудно сходятся со сверстниками.

В нашем обществе есть серьезная проблема нехватки позитивного воздействия на подростков. Так как происходит изменение макросферы и деформация микросферы, которая не выполняет таких функций как формирование у подростков чувства психологического комфорта, защищенности. Здесь часто имеет место жестокое обращение с подростками, связанное с различными видами наказаний, не исключено и физическое.

Предпринятая в данной работе попытка изучения агрессивности подростков и способов ее преодоления педагогическими средствами является значимой и актуальной.

Проводилось психодиагностическое обследование с целью выявления агрессивных и враждебных реакций в процессе адаптации к условиям обучения подростков в ГОУ «Областная кадетская школа–интернат милиции».

В исследовании принимало участие 139 человек из них 74 обучающихся 11-х классов и 65 учащихся 10-х классов.

Диагностика уровня и форм агрессии обучающихся 11-х классов показала, следующие формы агрессии:

76,1% обучающихся - с вербальной агрессией, выражением негативных чувств как через форму (ссора, крик, визги), так и через содержание словесных обращений к другим лицам (угроза, проклятие, ругань).

67,3% обучающихся – с физической агрессией, использованием физической силы против другого лица.

62,6% обучающихся – с обидой, проявлением зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства, кем-то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания.

59,7% обучающихся – с негативизмом, оппозиционной формой поведения, направленной обычно против авторитета и руководства, которая может нарастать от пассивного сопротивления до активных действий против требований, правил, законов.

59,7% учащихся – с аутоагрессией (чувством вины) по отношению к себе, проистекающее из возможного убеждения самого обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает не хорошо.

55,2% учащихся – с косвенной агрессией, которые используют против других лиц сплетни, шутки, так и агрессию, которая ни на кого не направлена - взрывы ярости (крик, топанье ногами и т.п.).

52,2% обучающихся – с раздражением, готовностью при малейшем раздражении стать вспыльчивым, резким и грубым.

49,3% учащихся – с подозрительностью, склонностью к неверию и осторожному отношению к людям, проистекающим из убеждения, что окружающие намерены причинить вред.

Результаты исследования показали, что у большинства подростков отмечается несколько видов агрессии.

Произведенный анализ результатов по классам позволил выявить наиболее часто проявляющиеся виды агрессии – это физическая, вербальная и аутоагрессия (чувство вины). Таблицы 1,2.

В 11 «А» классе прошли психодиагностическое обследование 19 человек от 15 до 18 лет. По всем видам агрессии выявлена «группа риска», которая составляет 78,9% учащихся.

В 11 «Б» классе обследовано 19 человек от 16 до 18 лет, «группа риска» составила 68,4% учащихся.

В 11 «В» обследовано 17 учащихся от 16 до 17 лет, «группа риска» составила 88,2%.

В 11 «Г» обследовано 19 человек от 15 до 18 лет, «группа риска» составляет 57,8%.

На основании этого «группа риска» составляет 80,6% от общего количества учащихся 11-х классов.

 

Таблица 1

Показатели агрессии в 11-х классах (в баллах)

 

Класс

Ф

К

Р

Н

О

П

В

Ч/В

11 «А»

19 чел.

6.6

4.6

4.6

3

3.4

4.5

7.5

5.3

11 «Б»

19 чел.

7

4.6

5.4

3.2

4.3

4.1

8.1

5.4

11 «В»

17 чел.

6.2

4.2

5.2

2.7

3.9

5.4

8

5.5

11 «Г»

19 чел.

5.9

3.9

4.4

2.7

3

4.6

7.5

5.2

 

Ф - физическая агрессия (норма) (4-6)

К – косвенная агрессия (4-5)

Р – раздражение (4-6)

Н – негативизм (2-3)

О – обида (4-5)

П – подозрительность (4-6)

В – вербальная (4-6)

Ч/В – чувство вины (4-5)

 

Таблица 2

Суммарные показатели агрессии по общему количеству обследованных учащихся 11-х классов (n=74)

 

Ф

К

Р

Н

О

П

В

Ч/В

6.5

4.3

4.9

2.9

3.6

4.6

7.9

5.3

 

По анализу результатов проведенного исследования в 10 классах выявили следующее:

Из 65 высокий уровень физической и косвенной агрессии у 38,5%, негативизм и обида у 42%, чувство вины у 43%, подозрительность у 31%, раздражение у 37% и вербальная агрессия у 45% учащихся.

Анализируя ситуацию по общему количеству учащихся (65 чел.) выявили, что преобладающими видами агрессии являются – физическая, вербальная и чувство вины.

Анализ по классам показал:

В 10«А» высокий уровень физической и вербальной агрессии. В 10 «Б» также высока физическая, вербальная агрессия, негативизм и чувство вины. В 10 «В» наблюдается высокий уровень физической, вербальной агрессии и чувство вины. В 10 «Г» наблюдается особый всплеск агрессий физической, вербальной, негативизма, раздражения и чувства вины (см. таблицы 3, 4).

На основании этого выявлена «группа риска» учащихся 10-х классов, она составляет 65%.

 

Таблица 3

Суммарные показатели агрессии по общему количеству обследованных учащихся 10-х классов (n=65)

 

Ф

К

Р

Н

О

П

В

Ч/В

6.5

4.1

4.7

3

3.6

4.4

7.4

5.8

 

Таблица 4

Показатели агрессии в 10 классах

 

Классы

Ф

К

Р

Н

О

П

В

Ч/В

10 «А»

6.6

3

3.8

2.3

3

4

7

5

10 «Б»

6.3

4.5

5

3.2

3.8

4.9

7.1

6

10 «В»

6.3

4.8

4.7

2.3

3.3

3.3

7

4.7

10 «Г»

7.2

5.2

6.4

3.4

4.8

4.8

10

7.4

 

Таким образом, психодиагностическое обследование показало, что уровень агрессии учащихся 10-х и 11-х классов в целом очень высок, что подрывает процесс адаптации учащихся к условиям обучения в «Областной кадетской школе-интернат милиции». К существенным отличиям данного учебного заведения можно отнести следующие условия:

-    кратковременность обучения в условиях школы-интерната милиции (период обучения 2 года – 10-11 класс);

-    гендерная направленность данного учреждения (в гимназии учатся только юноши);

-    существование очень чётких возрастных границ обучающихся (15-18 лет);

-    принадлежность обучающихся к социально незащищённым слоям населения (дети-сироты, дети, без попечения родителей, дети из малообеспеченных семей, дети из многодетных семей, дети из семей, где есть только один родитель);

-    большой процент обучающихся, имеющих статус сироты или оставшихся без попечения родителей, что говорит о наличии негативного жизненного опыта у этих детей;

-    совместное проживание кадетов в условиях общежития и т.д.

Подростки, имеющие высокий уровень агрессии, находясь в специфических условиях данного учреждения 24 часа в сутки, соблюдая режимно-дисциплинарные условия, достаточно сложно проходят процесс адаптации. Поэтому подростки с повышенной агрессивностью нарушают режимно-дисциплинарные нормы, конфликтуют с учителями, воспитателями и сверстниками, имеют низкий уровень учебной мотивации, что приводит к снижению уровня успеваемости по учебным предметам, а также к увеличению различных соматических заболеваний.

Все это говорит о том, что крайне необходимо проводить психолого-педагогическую работу с подростками.

 

Преодоление агрессивности в подростковом возрасте педагогическими средствами

 

Агрессивное поведение нельзя однозначно считать «плохим». Возникая в критической (фрустрирующей) ситуации оно выполняет защитную функцию, иногда функцию разрешение (выхода) ситуации. Наиболее часто агрессивное поведение наблюдается в критические возрастные периоды. Это свидетельствует о том, что существовать подростку стало сложнее: любую трудную ситуацию в момент возрастного кризиса подросток переживает сложнее, поэтому можно ожидать возрастания агрессивных элементов в поведении.

Однако, несмотря на то, что наличие агрессии в поведении подростка всегда создает большие трудности, взаимодействуя с ним нельзя оценивать агрессивные тенденции как исключительно отрицательные. Следует помнить о том, что они могут закономерно возрастать на фоне повышения активности школьника в процессе его развития. Обычно это неизбежный этап психокоррекционной работы, пройдя через который с помощью взрослого подросток может приобрести более адекватные формы контакта с окружающей его реальностью. Можно даже говорить о том, что динамика самих проявлений агрессии часто является своеобразным показателем усложнения и большей гибкости в способах взаимодействия подростка с его ближайшим окружением.

В работе с агрессивными подростками педагогам необходимо опирается на принципы личностно–ориентированного подхода к воспитанию ребенка, который дает возможность учитывать личностные факторы при выработке педагогом стратегий и тактик управления агрессивным поведением.

Коррекция агрессии у подростка должна начинаться с выяснения ее причин. Если агрессия является сигналом нарушения в эмоционально-мотивационной сфере, то коррекционные действия могут быть направлены не на ее устранение, а на смягчение и недопущение негативных последствий агрессивного поведения подростка. Кроме того, в этом случае необходимо соответственно подготовить родителей к адекватному восприятию агрессивных реакций подростка. В других случаях, когда агрессия – есть проявление нарушения эмоционально-мотивационной сферы личности, действия учителя должны быть направлены на не подкрепление (то есть не закрепление) агрессивных действий подростка, а на переориентацию отрицательного заряда в положительный.

Применение коррекционных методов полностью зависят от характера тех причин, которые обусловили агрессивное поведение. Выбор методики коррекции происходит с учетом конкретного случая и конкретного школьника.

Исходя из того, что развитие ребенка осуществляется в деятельности,  а подросток стремится к утверждению себя, своей позиции как взрослый, среди взрослых, необходимо обеспечить включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создает возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых. В качестве такой деятельности, сенситивной подростковому возрасту является социально одобряемая деятельность. Организуя целенаправленное включение подростков, проявляющих повышенную агрессивность, в социально одобряемую деятельность, мы стремились выявить наиболее четкие моменты, «узловые точки» воздействия этой деятельности на формирование нравственной сферы личности растущего человека. На первых этапах  вхождения агрессивных детей в систему социально значимых дел важнейшее значение приобретает их заинтересованность. Эта заинтересованность достигается посредством организации разных дел, требующих инициативы, творчества подростков. Именно заинтересованность вовлекает подростков в круг коллективных забот, позволяет найти достойное место в группе сверстников, удовлетворяя потребности агрессивно настроенного ребенка в признании его прав и возможностей, нивелируя тем самым агрессивности.

Важную роль в коррегировании агрессивного поведения подростков играет темп наращивания положительных моментов в их делах, от чего зависит и темп «стихания» отрицательных  моментов. Важно отметить, то напряженный темп организации социально признаваемой деятельности создает атмосферу всеобщей ответственности детей и душевного подьема.

Особое психологическое значение приобретает методика рубежей – коллективных например, годовщина школы, окончание учебного года, день рождения и.т.д. Специальная подготовка к ним, увлекая подростков своим содержанием и способами организации, вырабатывает в группе детей определенный стиль и создает тон, способствующий развитию отношений взаимосвязи, развивающие новые формы общения подростков друг с другом. Организация системы социально одобряемой деятельности подростков не только укрепляет их личные взаимоотношения, но и переплетает в сложной системе ответственных зависимостей деловые взаимоотношения. Педагогически целесообразная организация социально одобряемой деятельности, зависимость ее результатов от успешной работы каждого порождает у подростков отношения взаимной ответственности и контроля. Эти отношения создают постоянное «упражнение», обуславливая товарищеское поведение, ответственность перед обществом. В коллективной социально одобряемой деятельности, где реально накапливается нравственный опыт взаимного доверия, уважения, взаимной требовательности.

 

Литература.

1. Новосельцева Н.А., Федоров В.В. «Наши подростки». М., 1989. С.49.

2. Невский И.А. «Трудный успех», М.; Просвещение, 1981. С. 112.

3. Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия ее коррекции», М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1998. С.96. 93 с.

4.  Солодова Г.Г. «Развитие и воспитание личности» 2ч., Кемерово, 1996.

5. Фурманов И.А. Детская агрессивность, диагностика и коррекция. - Минск , 1996. – 304 с.